понедельник, 28 января 2013 г.

Нафаня .....

Я, как и все, наверное, люблю праздники. И особенно мне нравятся пусть не крупные и монументальные, а эдакие тёплые, домашние.
И вот скоро, точнее 10 февраля, будет один из таких праздников - Велесичи, другое название Кудесы. Кудесы это день угощения домового :-)





Мультик про Кузю смотрели все. В нём отражено замечательно отношение нашего народа к домовым. Если очень коротко резюмировать наши, в общем небогатые знания о домовых, то получается так, что от бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Домовые — единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его "нечистью". По поверьям не очень древним, а уже христианской периодики, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали… Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее — ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. И им назначено послушание или наказание: жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие.
Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому часто живут долго долго с людьми. Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они «обозлились» на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают человека недостойным для службы ему (но вынуждены делать это), другие — за множество обид. Худо тому дому, где живут злыдни.



 В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо отражено в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».
При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:

Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место.


Если у вас в семье произошла та или иная неприятность, то всегда можно обратиться за помощью к домовому с такими словами:

Хозяин мой, домовой,
Возьми святой веничек,
Наведи порядочек.
Гони беду за порог,
Свяжи для семьи оберёг.

Именем Сварога, Перуна и Свентовита.
Тако бысть, тако еси, тако буди!




Или в охристианенном варианте:

Хозяин мой, домовой,
Возьми святой веничек,
Наведи порядочек.
Гони беду за порог,
Свяжи для семьи оберёг.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь!




Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом.

По другим, более ранним представлениям, дети Велеса, Сварожичи, небесные воины   подчинялись Велесу - главе небесных воинств. Но были среди них и такие, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми; это древние богатыри: волотоманы или волоты (волохи),  духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми. От Велесового воинства и первое название праздника - Велесичи.
Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!


Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!


Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

Вот такой славный и по-моему добрый праздник  уже у нас на подходе. Желаю хорошо отпраздновать, домовёнка славно накормить :-) ...... Что-то заболтался я, надо идти крупу перебирать, дабы каша славная на Кудесы справилась ! Счастья всем и славного праздника!

P.S.
Совсем запамятовал: домовёнок любит собак и их владельцев :-)