среда, 28 августа 2013 г.

Не оскверним же слов ....

Я уже писал ранее как искажались со временем смыслы разных слов. Писал о некоторых т.н. бранных словах и почему именно ими нельзя ругаться - по принципу аналогии они могут вызвать в человеке внутренние изменения. Опять же я писал о эксперименте, который по наивности и непониманию провели над семенами Тертышный и Гаряев, подвергая их "облучению" бранью ....

В восточнославянской традиции путников "водят" чаще всего леший, черт, лесной или болотный человек (которые могли принять облик старика, солдата, соседа, попа и др.). В западнославянской мифологии известна большая группа особых духов блуждания (карпат. блуд, пол.bląd, blędnik, blędny ognik, чеш. bludička ).
"Обман" и"обманщик" (блудить - вводить в заблуждение), "ересь" и "еретик", "воровство" и "вор" (соответственно, "воровать" - "прелюбодействовать"; само слово вор образовано от вьрати - "врать", и его первичное значение -"лгун, обманщик, мошенник) ранее назывался блядью. Так могли называться и женщина, и мужчина.
 Вот несколько цитат  не последних людей тех времён, где они употребляют сие словцо по назначению и в исконном смысле.
Протопоп Аввакум в Послании царевне Ирине Михайловне Романовой(ок. 1666 г.) писал: "Преудобренная невесто Христово, не лучше ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую блядь[Никона] в гной спрятать?" Полемика Аввакума с патриархом Никоном содержится и в "пятой" челобитной царю Алексею Михайловичу (1669 г.): "Что есть ересь наша или кий раскол внесохом мы во церковь, якож блядословят о нас никонияня, нарицают раскольниками и еретиками в лукавом и богомерском Жезле, а инде и предотечами антихристовыми? ("Жезл правления" - сочинение Симеона Полоцкого.; трактат отразил результаты собора 1666-1667 гг., посвященного осуждению старообрядчества). В своем толковании на XLIV-й псалом Аввакум также вспоминает о Никоне и его сторонниках: "Богородицу согнали со престола никонияня-еретики, воры, блядины дети" (Русская историческая библиотека, XXXIX, стлб. 458).

     Чрезвычайно любопытно обличение "еллинских [т.е. языческих!] блядословiи и кощун i игр бесовских" в челобитной нижегородских священников, поданных в 1636 г. патриарху Иосафу I-му: "Да еще, государь, друг другу лаются позорною лаею, отца и матере блудным позором, в род и горло, безстудною самою позорною нечистотою языки своя и души оскверняют" 1. Авторы челобитной обличают здесь матерщину, которая на Руси была непременным (ритуальным) атрибутом языческих "игр" (святочных, купальских и т.п.), и при этом сами именуют мат "блядословием". Авторы или не считают слово блядь матерным, или же считают возможным (необходимым) использовать при описании элементов антиповедения язык самого антиповедения ("В церкви не матерись, в бане не крестись").

     Еще в 1552 г. Иван Грозный велит кликать по торгам, чтобы православные христиане не творили всего того, что запрещается постановлениями собора, в частности, "матерны бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речами друг друга не упрекали" . При Алексее Михайловиче борьба против матерной ругани велась под знаком борьбы с язычеством, но сама речь язычника продолжала именоваться блядословием.

Когда мы пытаемся скопировать два файла с одним и тем же имененм, компьютер говорит, что такой уже есть и предлагает заменить файл. Он не понимает неоднозначности. Но так же  неполезна и порой болезнетворна неоднозначность в человеческом общении, когда одним словом именуют очень различные явления , предметы. Но так  делают и когда одно хотят подменить другим, чтобы новое ( и как правило - не лучшее) заменило/вытеснило в сознании прежнее и добротное.  Или наоборот. Я ранее уже приводил в одном из постов пример со словом чалдон.

И порой так хочется обратиться к некоторым современным новоявленным чудо-спецам в разведении чемпионствующих со словами того же Аввакума:
"Преудобренныя невесты Христовы, не лучше ли с совестью  помиритца и взыскать старая вера, истинна типа во псах бородатых еже дед и отец твои держали, а новую блядь[блуждание, заблуждение] в гной спрятать?"

Как всегда всем любви , добра и дара различения во всём. Дабы  в смыслах и понимании не блуждать :-) Ну и верно меня понять :-)