вторник, 9 сентября 2014 г.

Вандалы или патриоты? Вандалы, они же патриоты .....

По стране пронеслась волна сноса памятников. Чего только я не слышал в оправдание или обоснование, как и  обратные мнения. Думал порассуждать. Мы, выходит люди, не принимающие самих себя. В каждом человеке есть хорошее и плохое. Не приемлющий себя человек, начинает бороться или сражаться сам с собой ( или с какой-то частью себя), принося сам себе внутрь рарушение. Персонажи произведений скульпторов тоже были неоднозначными людьми и эпохи, когда они жили, не были белыми или чёрными.
Припрятывание и замалчивание  своих проблем может стоить человеку здоровья, Попытка уничтожить часть своей истории может стоить народу потери своей идентичности и самобытности, потому, что содеянное людьми в прошлом не сотрёшь, а именно оно формирует череду реальностей ныне и в будущем. А вот забвение  этого чревато повторами и провалами экзаменов на эволюционную зрелость.....  И сразу вспомнился памятник Т.Г. Шевченко в Киеве, перед университетом. В честь него  назван и парк , где он стоит - парк Шевченко ....  Шевченковский парк.....
Просто даже радует порой, что его пока ещё не раздерибанили, и никому не пришло в голову вырубить в нем деревья, ликвидировать газоны и застроить пять с лишним гектаров коммерческими зданиями.
Надо сказать, в свое время место парк ждала именно такая судьба. Еще в 1870-е годы оборотистые гласные (депутаты) Городской думы разделили его на участки для продажи в частные руки, оставив посередине небольшой "пятачок" под монумент Николая I. Помогла счастливая случайность. Посетивший Киев в 1876 году бразильский император Педро (Педру) II осматривал город в сопровождении здешнего начальства. Увидев пустырь перед зданием университета, он выразил генерал-губернатору свое восхищение предусмотрительностью местных властей, которые сберегли место для столь нужного парка. Начальник края тут же сделал знак городскому голове, и тот заверил августейшего гостя, что он в точности угадал замысел мэрии. После этого от распродажи участков пришлось отказаться, и перед университетом выросли деревья и кусты. В центре, как и было предусмотрено, воздвигли памятник императору Николаю, открытый в 1896 году, после чего парк стал называться Николаевским. На его территории устроили три фонтана. Два из них - справа и слева от фигуры царя - имели обычные круглые бассейны. А один, расположенный чуть в стороне, среди зелени, отличался необычным видом. Его бассейну придали очертания Черного и Азовского морей, между которыми, в полном соответствии с географией, разместился полуостров Крым.
Надо отдать должное, тогдашние киевляне очень тепло относились к государю ( цитата из справочника "Киев" за 1900 год:
«Императору Николаю I наш Киев столь многим обязан, ибо благодаря его гению и доброте добился большого своего развития и процветания. Вот почему киевляне уже давно желали достойным образом увековечить память Государя. Уже в начале 70-х годов было сделано первое пожертвование на сооружение памятника. И киевские купцы, и городское управление, и военное ведомство, и Юго-Западные железные дороги — все внесли свою лепту, и вот в Николаевском сквере, с Божьей помощью, выросла бронзовая величественная фигура императора Николая Павловича во весь рост, в сюртуке военного покроя с открытой мудрой головой, лицом к фасаду Университета. Государь опирается державной рукой на план г. Киева, лежащий на невысокой драпированной тумбе. Фигура самодержца возвышается на пьедестале из темного гранита. По бокам пьедестала помещены барельефные изображения зданий и сооружений, воздвигнутых в Киеве в царствование и по воле Императора Николая Павловича. С лицевой стороны пьедестала укреплена фигура двуглавого орла, а под ней надпись: «Императору Николаю I благодарный Киев». С противоположной стороны другая надпись: «Сооружен в царствование Императора Александра III. Открыт в царствование Императора Николая II». Сооружение памятника обошлось в 160 тыс. руб., но ни копейки не было взято из казны. Открытие памятника прошло особенно торжественно, в присутствии Их Императорских Величеств, и состоялось в 1896 году».
Пришедшая новая власть ( революционеры, всё же)  решила по своему.  В 1919 году советское начальство приговорило памятник "Николаю Палкину" к сносу. Этот приговор удалось привести в исполнение уже в ноябре 1920-го. Бронзовая статуя императора работы скульптора Матвея Чижова некоторое время валялась там же в парке; потом ее с отбитой головой и с проломанными боками доставили на завод "Арсенал" для переплавки. В металлолом угодили и фонари - их каменные основания переделали в большие вазы под клумбы.  Из постамента (из части)изготовлено надгробие бывшему председателю Центральной Рады, профессору Грушевскому :-)  Саркастично , однако :-)





 Затем парк называли  Красным, в 1930 году его назвали им. Воровского - он носил имя Вацлава Воровского - советского публициста и дипломата, убитого террористом в 1923-м.
Но я уже где-то писал, что по большому счёту наш Кобзарь обязан за раскрутку, пиар и промоушен  И.В. Джугашвили ( Сталину). Мудрый вождь понимал, что у каждого из народов, населявших СССР, должен быть кто-то наподобие символа, идола, и с его подачи Шевченко стал настолько знаменит и одиозен. И вот , было решено увековечить Кобзаря посреди парка. Составление проекта было поручено известному скульптору Матвею Манизеру, уже отличившемуся монументом Шевченко в Харькове. Автор поначалу предполагал изобразить поэта на гранитной скале с фигурами украинских повстанцев у ее подножия. 

 Но такой вид памятника не вписывался в упорядоченную планировку парка, окруженного классическими строениями. В конце концов, Манизер и архитектор монумента Евгений Левинсон остановились на варианте, который, по сути, повторял общую композицию памятника Николаю. В таком виде изваяние Кобзаря и было открыто в 1939 году. Уже после этого парк получил свое нынешнее название - Шевченковский.

По этому поводу ещё в 1960-70 годы  можно было услышать стишок, как бы от имени самого Тараса:

Ой ви ж діти, мої діти!
Що ж ви наробили.....
На каміння Миколино мене поставили...

Сам монумент был изготовлен в Ленинграде на заводе художественного литья. Гранитный постамент памятника Николаю был значительно обработан (  собственно и разворован).
Мы не можем вычёркивать что-либо из летописей. Точнее вычеркнуть то можем :-) Само событие не отменим задним числом. В нашей истории были страшные периоды и славные события. Уничтожая оставленные предками напоминания о тех временах , мы , тем самым, обращаемся в варваров. И не извлекаем уроков истории..... А пора бы уже научиться ....