четверг, 8 марта 2018 г.

Адам Смит, маркетинг и кинология.....

Когда меня кто-то из приятелей по кинологическому цеху начинает о чём-то спрашивать, как бы желая получить мою оценку, я часто внутри улыбаюсь, т.к.  что бы я не ответил, меня не поймут 9 из 10 человек и я чаще всего отделываюсь некими общими фразами, которые  опять же будут трактованы не по-моему :-)
Казалось бы , тогда к чему  писать тут?  Есть пару моментов,  которые, скорее, и к кинологии то мало отношения имеют, но они проецируются и, возможно, кому-то упростят путь ответа на свои  вопросы...
В школе , когда решали задачи на расстояние между точками  или схожее, мы первым наперво рисовали оси координат, некий базис, относительно которого отмеряются остальные качества и параметры. Очень важно осознать, что какое бы мы определение не давали, оно по сути относительно и важно понимать, в каком "базисе векторном" описывается то или иное явление.
После очередных "тырнетских"  баталий прочтённых, задумался о полной безпочвенности и бредовости споров этих именно в силу отсутствия какого либо  базиса. И сам для себя нарисовал как бы оси координат  и всякие атрибуты базиса векторов для построения полноценной системы мер :-)

Что же, потихоньку и  двинемся разбираться. Я очень постараюсь о мотивациях, о идеологии не писать, хотя хочется или нет, - выходить и натыкаться на это придётся. Я просто развивать не буду, просто вот увидели на поверхности, сказали себе - вот , снова о нравственном и дальше в политэкономию :-)

Итак, жила была Люцида Сигизмундовна, сокращу до ЛС, такое имя нарочно, дабы уж точно  никто на свой счёт не принял. Такое будет абстрагирование.
Была у неё собака  или две некоей породы. По сути порода  не играет никакой роли. ЛС была очень пытливой, и разузнала массу тонкостей, деталей и специфики работы с шерстью своих собак, и вполне была ГУРУ в вопросе обработки шерсти или , как нынче принято, грумминге. Она готовила своих собак с вдохновением и энтузиазмом.
Допустим к ней пришла подруга Цлара Кеткин ( чтобы уж точно никто не начал искать аналоги :-) ) и они стали готовить к выставке собак подруги.
Что стОит это для ЛС ? Когда-то она купила инструмент хоть какой-то, она тратит своё время,  она устаёт. ДА. Но  она прекрасно проводит время в своём хобби, она увлечена , она имеет шанс творить и можно сказать, что стоимость этой работы наподобие базовой ( ничего лишнего) , но одновременно она может быть и нолевой - ЛС может себе позволить, хозяин - барин..
Теперь  она решила, посвятить этому бОльшую часть времени. Она находит помещение, допустим поначалу никакого даже оборудования не покупает. Но  теперь она должна платить аренду, коммуналку, ещё какие-то проплаты и теперь кроме той базовой( а порой нолевой) стоимости, над ней повисает гильотинка обязательных проплат ( хошь или нет - платить надо). И , коль она с арифметикой хоть немного дружит, она садится и считает, сколько надо к примеру в  день  клиентов, чтобы выйти хотя бы на окупаемость ( а в таком случае - зачем это нужно?) , а лучше на какую-то прибыльность ( ведь целеполагание было - обратить хобби в ремесло, т.е. заработок). И тут она увидит, что не может позволить себе тратить столько времени на возню с одной собакой. И она встанет перед вопросом оптимизации обработки собаки. Я умышленно пути этого процесса оставлю на рассмотрение каждым лично. Очень скоро, она начнёт делать собак других пород, потом озадачится более эффективным использованием площади и наймёт ещё какое-то  количество сотрудниц. С одной стороны больше зарабатывать стала, но и траты растут - теперь работницам  , кроме остального всего , надо платить - ещё статья расходов..... А тут ещё  кто-то тоже  решил  сделать такой же салон.
 Что происходит , когда много  водки или там масла/сыра в магазинах? Фирмы вынуждены заниматься активными продажами. Там много разных способов, но наверняка все видели этих волшебных людей - мёрчандайзеров :-)  А что такое мерчандайзинг в нашей сфере? Да мастер классы всевозможные. И , если ЛС анализирует происходящее вокруг, она понимает, что на них она должна тиражировать не то, что она делала  на кухоньке с Цларой Кеткин, а тот, сокращённый и упрощённый экспресс вариант, который  присутствует у неё ныне и который ОКУПАЕМ.
Все наверное сталкивались, когда в супермаркете подходит девушка и рассказывает, что вот этот сыр сделан по последним европейским открытиям  и едва ли не мироточит. Вы приходите домой , пробуете и обнаруживаете, что достаточно посредственное сырное изделие ( даже не сыр). НО  для фирмы рентабельно и прибыльней других изделий.
Я недавно  проглядел мастер класс одной дивы, от которой все просто кипятком эмоционировали. Я не знаю, какая из пород её родная, но шнауцеров она не понимает именно по шерсти и учила людей плохому. Самое страшное, что она тиражировала  "мастериц", которые придут потом куда-то в салоны и будут бить себя в грудь, я у САМОЙ училась... И дальше тиражируется НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ в породе. Причём уже и по нежеланию и по непониманию у "обучившихся". А дальше как лавина.... Вы приходите к "не снимающей звёзды с неба", безталанной, НЕ видящей собаку мастерице ( вполне верю, что старательной и трудолюбивой) все стены салона завешаны сертификатами о прохождении мастер классов у каких-то  вполне  таких же , как она мастериц. Это уже едва ли не круговая порука по тиражированию безвкусицы и бездумности.
Я намедни с умилением просто прочёл  посыл одной дамы о  том, что:
"Потребность в тримминге возникла с приходом собак в квартиры - круглогодичная линька тут малоприятна. Ну и выставки, в современном виде, когда неухоженную собаку приводить стало моветоном" 
Она Клуфтингера  и иже с ним  , не задумываясь, списала  к ....ням, чтобы не маячил .... И вот важно, когда вы вещаете так же напористо и уверенно, как мёрчандайзер - вам верят. Даже ( или особенно?) когда  говорится полнейшая ахинея.... Но мы вообще понимаем цели мёрчандайзера? Увеличение продаж. И ничего более. Понимать породу, что-то улучшать - это не рентабельно.

Вот работала  та же ЛС в конструкторском бюро. Или бухгалтером где или .... да мало ли ... Родятся щенки. Она понимает, что  работать надо и если "засидятся"  - тяжко ей будет. А главное, она хорошие руки бы хотела. Найдёт - подарит. Тут ведь, как и со стрижкой, помните - базовая стоимость порой нолевая... 
А теперь она решила взять трёх сук, вязать их и стать как принято "профессиональным питомником". Чтобы щенки продавались, мамаши должны быть "заслуженными артистами" :-)  Это выставки, затраты, питание. Вот если сесть и посчитать бюджет или сальдо того, за сколько надо бы продать щенков  , через 2 года после приобретения сук - сумма выйдет ого какая. Но - ВНИМАНИЕ - эта сумма никак вообще не связана с качеством щенка. Это нормальный коммерческий рассчёт, но никакой связи с качеством, с высоким полётом мысли и т.д. не имеет. Но его надо продавать и продавать его будут, как истые мёрчандайзеры - активно, наступательно.
Вспомним,  реклама какой-то зубной пасты. Рекомендовано такой-то лабораторией или на основании заключения. И это у ВСЕХ паст. Лабораторий больше получается. На самом деле , как с сертификатами грумеров всё просто. Создай ассоциацию или что-то ещё  и выдай себе подтверждение ассоциации, что именно ты самый лучший. Тут способы тоже разные, но  колесят  просторы команды скоморохов с собаками , лишь благодаря фешенебельному груммингу напоминающие породных и меряются регалиями... А помогают им эксперты, которые состоялись благодаря любви и поддержке крупных фермеров от кинологии. У них тоже : в вагон вскочил - держись уж как-то. Надо быть в тренде. И они держатся. Кто драматургию демонстрирует, ползая по рингу на карачках . Кто-то  ещё как-то по своему.
И представьте ( тут на медни ЕМНИП Колядная о крипторхах спрашивала, как раз "сон в руку" :-) ) родились щенки у ЛС и вот среди них один впоследствии оказался крипторх ( или ещё что , мало ли, мне вон в город привезли чудо, он уже , кроме крипторхизма, и с катарактой к 2 годам). Если ЛС любит породу, работает где-то ( это очень важно - зарабатывает на жизнь не собаками), она по идее всем однопомётникам  родосовные  не выдаст ( выбраковка) и  должна известить в клуб о факте. А там  уже должны смотреть, кого из разведения убирать, дабы брак не множили. 
А теперь внимание. Та же ЛС теперь владелица питомника. Это её заработок. И вот родилось 4 щенка. 3 продано, а последний оказывается крипторхом. Тут она должна позвонить всем щенкам и сказать, мол, такое дело, но вот однопомётник ваш крипторх, потому ваши собаки не получат родословную ( или получат с пометкой не для племенного использования). Но  тогда она должна  вернуть людям деньги. А где ( их сразу и на корма, да на те же прививки щенков и прочие неотложки сразу тратят) их взять? А в реалии люди брали щенка и некоторые уже посчитали , сколько они потом на нём "отобьют" и тут  пахнет ещё и моральным дерьмецом - обдадут с ног до головы. Потому чаще всего  крипторху часть денег вернут или предложат забрать его, но однопомётники ВСЕ продолжают "нести свет людям". 
Я хочу, чтобы услышали меня. Я не осуждаю. Просто показываю, что пока что описываемое мной  покоится на законах свободного рынка и маркетинга и к "чистому искусству" или настоящему разведению не имеет ни малейшего отношения. Просто не надо путать и тогда не будет этих всех обиженных и эмоционирующих тёток по всем форумам и группам, стенающим о желаемом и действительном. И не будет разочарования. Барыги зарабатывают барыши. 
Тут важно понять, что  они то хотят выдавать своих чудо  образцов за плоды чистейшего творческого потока :-) И именно поэтому я считаю, что хоть все и посмеивались над Типикиной, но очень реальна ситуация, когда люди, которые хотят всё же искусства,  а не маркетингу, именно разведением и развитием породы заниматься, - эти люди сформируют  свои объединения и клубы , и выработают фильтры которые перекроют  проход в ринги и разведение чемпионствующим  кичевым собакам. Петам по сути.
Опять важно просто  не парить мозги и понимать. Реклама кричит о тысячекратных новшествах, улучшениях в ходовой, трансмиссии и т.д. НО факт в том, что с каждым годом автомобили становятся всё хуже того, что было 20-30 лет назад. Вам, воздействуя на вашу логику и эмоциональность обосновывают тысячи факторов для покупки, да и машины то не дешевеют. НО лучше они не становятся. Потому что  плохие чаще меняют и покупают новые. Это рынок, это маркетинг, это стимуляция продаж.
Если не кривить душой, то абсолютно то же в собаках ( да и в кошках).  Все орут о пульсирующей в каждой клетке любви к братьям меньшим, но .... среднее время жизни животного становится всё меньше и меньше. Ни фермерам, на ветеринарной индустрии не выгодны здоровые, правильные и долго живуще собаки.
Я трижды ПОДЧЕРКНУ, что это моё частное мнение, но собак через прививки в щенячьем возрасте программируют на становление регулярными потребителями ветеринарной продукции и услуг. Есть , безусловно и другие причины, но и эта совершенно отчётливо присутствует.
Всё , что здесь затронуто - следствие системного воздействия на среду собаководов. И те, кто задаются вопросом, как  исправить или как самим жить иначе, должны понимать, что выход тоже только системный возможен. Попытки сражений и баталий  с разными яркими личностями - это керосином костёрчик тушить......
Когда меня кто из собачников спрашивает, я первое что у себя спрашиваю - чего ему/ей? Торгашка или художник. Потому как в 90% ситуаций торгаши с умным видом пытаются протиснуться в нишу художников :-)  А там, обосновавшись, начинают гадить  :-)
Ещё раз подчёркиваю. Никакого осуждения. Каждый волен выбирать свой путь. Просто  надо не заблуждаться относительно сути происходящего. И понять, что торгашам всегда будут мешать художники, хотя художники чаще всего забывают о торгашах, делая трагическую ошибку. Но тут уже дело такое. Может так быстрее вынудят художников объединиться не столько против торгашей, сколько за сохраниение чистоты своих помыслов.
Всем благ. Я ещё раз повторюсь. Всё начинается с того, чтобы хотя бы назвать все вещи своими именами. Не притворяясь. Когда нарисовал себе объективно картинку, дальше уже твой свободный выбор - поступить так или иначе. Успехов и любви!